Сайт должен быть полезным для пользователя и отвечать на его запросы. Если этого не происходит, поисковые системы не повышают позицию ресурса в выдаче. Для оценки полезности поисковики анализируют поведенческие факторы сайта. О них мы расскажем в этой статье.
Что вы узнаете в статье:
- Что такое поведенческие факторы и какими они бывают
- Влияние поведенческих факторов на продвижение сайта
- Поведенческие факторы ранжирования Яндекса и Google
- Как улучшить поведенческие факторы
- Стоит ли накручивать поведенческие факторы
Что такое поведенческие факторы
Поведенческие факторы SEO – это действия пользователей на сайте или в поисковой выдаче. Насколько активным и продолжительным было взаимодействие с сайтом, настолько он считается полезным по меркам поисковой системы. Соответственно, полезный сайт с большей вероятностью попадет на лидирующие места.
Поведенческие факторы ранжирования сайта бывают внешние и внутренние.
Внешние поведенческие факторы
Для оценки внешних поведенческих факторов рассматривается взаимодействие с сайтом до того, как пользователь перешел на него.
К таким факторам относятся:
- Единственный переход – пользователь ввел запрос, перешел на сайт и не возвращался в список выдачи. Это может указывать на то, что в этом не было необходимости, и человека удовлетворила найденная информация.
- Возвращение в поисковую выдачу – пользователь перешел на сайт и через какое-то время вернулся к выдаче по интересующим запросам. Это может говорить о том, что он не нашел интересующую информацию или не получил все сведения.
- Кликабельность сниппета – число переходов на сайт относительно других сайтов в выдаче. Если на сайт переходят чаще, чем на остальные, то интернет-ресурс поднимется в поисковой выдаче.
Внутренние поведенческие факторы
Для оценки внутренних поведенческих факторов в расчет берется активность после перехода на сайт.
Внутренние факторы включают:
- Отказы – пользователь перешел на сайт, но быстро покинул его.
- Глубина просмотра – сколько страниц посмотрел пользователь за одну сессию.
- Время на сайте – сколько времени пользователь провел на сайте после перехода.
- Целевые действия – взаимодействие пользователя с коммерческими элементами сайта. Например, нажатие на кнопки оформления заявки, получение обратной связи, добавление товаров в корзину.
- Количество прямых заходов – переходы на сайт без использования поисковиков, социальных сетей или рекламных размещений. Например, переход через закладки и по адресу домена.
Поведенческие факторы поисковой системы Яндекса
Яндекс отслеживает все поведенческие факторы, которые описаны выше. Отказом для поисковой системы считается уход с сайта в течение 15 секунд после его открытия, отсутствие переходов на другие страницы и разделы.
Поведенческие факторы в Яндексе также учитывают взаимодействие с виджетами социальных сетей. Они позволяют ставить лайки и отправлять ссылки друзьям, сообществам или себе на страницу.
Яндекс анализирует особенности активности пользователя. Например, передвижение курсора по странице и места, где пользователь задерживается при изучении информации.
Поведенческие факторы ранжирования Google
Для Google поведенческие факторы не так важны. Они тоже учитываются, но в меньшей мере. Для этой поисковой системы наиболее актуальны показатели возврата в выдачу и количество кликов.
Бизнес может подключить и настроить Google Analytics. Данные сервиса помогут в первую очередь самому бизнесу. С помощью аналитики компания сможет отслеживать показатели сайта. При этом количество отказов, время сеанса, внутренние переходы не сказываются на ранжировании сайта в Google.
В то же время поведенческие факторы в Google делают акцент на других показателях. С 2021 года компания запустила ранжирование с учетом удобства страницы. Это значит, что в выдаче начали учитывать адаптацию сайта под мобильные устройства, а также скорость работы ресурса.
Учитывается и стабильность страниц, то есть одинаковое расположение элементов сайта. Кнопки стабильного сайта не «прыгают» так, что пользователь случайно на них нажимает.
Продвижение поведенческими факторами
Для улучшения поведенческих факторов на сайте требуется целый комплекс работ. Их главная цель – сделать сайт максимально полезным и удобным для пользователя.
Для повышения поведенческих факторов проводятся следующие работы:
Техническая оптимизация
В первую очередь работы направлены на повышение скорости загрузки страниц. Долгая загрузка побудит пользователя быстро покинуть сайт и перейти к конкурентам.
UX/UI-оптимизация
Дизайнеры и разработчики делают сайт удобным для использования. Это значит, что после перехода пользователь быстро понимает, куда нужно нажать, чтобы получить дополнительную информацию или найти товар.
Во время работ с торговыми площадками и магазинами также внедряется фильтрация по категориям. Чем проще пользователю, тем меньше вероятность того, что он покинет сайт.
Адаптация под мобильные устройства
Создание мобильной версии сайта, которая ни в чем не уступает полной версии, но гораздо удобнее для пользователей гаджетов.
Релевантность запроса
Сайт можно наполнить ключевыми фразами в текстах блога или услуг. Однако такое наполнение не должно учитывать только алгоритмы поисковых систем. Все тексты должны отвечать на запросы пользователя. Например, при описании услуг важно не просто указать, что такие услуги можно заказать. Нужно рассказать, что именно получит клиент при обращении в компанию.
В карточках товара также желательно отметить все характеристики, чтобы у покупателя не оставалось никаких вопросов. Лишь желание обратиться к вам.
Интерактивность
Для некоторых проектов будут актуальны фишки с прокруткой страниц или создание квизов. Такие элементы помогут задержать пользователя и привлечь больше внимания к продукту.
Для эффективного продвижения по поведенческим факторам бизнес всегда должен смотреть на свой сайт глазами аудитории. Это поможет вовремя выполнить необходимые доработки и сделать ресурс действительно полезным.
Дополнительные способы улучшения поведенческих факторов
Оптимизация сниппета
В сниппете может находиться не только фрагмент текста публикации или описания товара, но и призыв к действию. Также можно сделать расширенный сниппет и разместить в нем карточки товаров.
Создание значка favicon
Favicon – это иконка сайта, которая отображается во вкладках и поисковой выдаче. Она поможет выделиться среди конкурентов.
Обновление дизайна
Если дизайн устарел или не соответствует деятельности компании, его следует изменить. Дизайн должен подчеркивать образ бренда и вовлекать пользователя к взаимодействию.
Настройка рекламы
Контекстная реклама привлечет новых пользователей, а те своими визитами улучшат поведенческие показатели.
Отказ от навязчивой рекламы
Рекламные предложения компании не должны часто показываться пользователю и не должны мешать знакомству с брендом. Бизнес может привлечь клиента на свой сайт и сам же отпугнуть его обилием всплывающих окон и CTA-кнопок.
Оценка поведенческих факторов и количества брендового трафика
Для анализа поведенческих факторов используются специальные сервисы аналитики. У Яндекса и Google есть свои инструменты – Яндекс.Метрика и Google Analytics. Это два самых распространенных сервиса, которые помогут бизнесу видеть точную ситуацию своего сайта.
Кроме того, в обоих сервисах можно отслеживать динамику сайта. Бизнес сможет увидеть, как растет интерес к его продукту на протяжении месяцев.
В кабинетах сервисов представлены подробные данные о поведении пользователей сайта по всем критериям – процент отказов, количество переходов, глубина просмотра, время на странице или время сеанса.
Также есть показатель брендового трафика. Он показывает количество переходов по запросу, в котором уже содержалось название компании. Если этот показатель растет, то это хороший знак. Значит, пользователи доверяют бизнесу, а сам бренд становится популярнее. При снижении брендового трафика нужно определять причины и на их основе проводить работы.
В Яндекс.Метрике показатели брендового трафика можно посмотреть в разделе «Отчеты»:
- Перейти в «Отчеты»
- Нажать «Стандартные отчеты»
- Нажать «Источники»
- Нажать «Поисковые запросы»
- Указать период, за который нужен отчет
- Сверху в сегментах нажать на «+»
- Нажать «Последний источник»
- Нажать «Поисковая система»
- Выбрать «Яндекс»
- Нажать кнопку «Применить»
- Снова нажать на «+» сверху
- Выбрать «Поисковая фраза»
- В появившемся окне указать все возможные названия бренда
- Нажать кнопку «Применить»
При вводе названия бренда важно учитывать, что пользователи могут вводить его как на русском, так и на английском языке, а также делать опечатки. Поэтому важно вводить все вариации названия, чтобы статистика была точной.
В Google Analytics посмотреть показатели брендового трафика можно почти по такому же принципу:
- Перейти в «Отчеты»
- Выбрать «Источники трафика»
- Выбрать «Поисковая оптимизация»
- Выбрать «Запросы»
- В появившемся отчете наверху справа нажать «Еще» – это необходимо для фильтрации результатов
- Задать настройку «Включить – Запрос – Поиск соответствующего регулярного выражения»
- В окошке ввести название компании
- Нажать «Применить»
Накрутка поведенческих факторов сайта
Накрутка поведенческих факторов – это имитация действий пользователей на сайте. Для этого бизнес может пользоваться услугами сервисов по накрутке поведенческих факторов сайта Webvisitor или livesurf.ru.
В Google санкций за накрутку нет. В то же время попытки поднять сайт имитацией поведения не приносят сильного результата, поэтому страницы не выводятся на топовые позиции.
Однако на накрутку поведенческих факторов Яндекс реагирует категорично. В компании манипуляции с ранжированием рассматривают как стремление обмануть поисковую систему и пользователей. Санкции за накрутку поведенческих факторов суровые. Яндекс может понизить или вовсе исключить сайт из поисковой выдачи.
При накрутке важно помнить, что это может обернуться негативными последствиями. Трафик сильно снизится, а все работы по созданию сайта не окупятся. Лучше добиваться высоких результатов «белыми» способами. В своей работе мы используем только их.
Для получения хороших поведенческих факторов в агентстве Performance есть все необходимые специалисты.
Мы предоставляем услуги комплексного продвижения сайта. Они включают:
- Техническую, SEO и UX/UI-оптимизацию
- Разработку и внедрение нового дизайна
- Запуск рекламных кампаний в интернете
- Наполнение сайта контентом
- Настройку сквозной аналитики
Перед оптимизацией мы проведем аудит и определим, как будет выстраиваться работа. После того, как сайт станет более удобным и полезным, будем оказывать ему техническую поддержку для стабильного роста.